Группа GipsyVoice в ВКонтакте:
vk.com/club31298131

Федеральная Национально-Культурная Автономия Российских Цыган
ЦыганеРоссии.рф

  • Старые хроники театра "Ромэн"
  • Фильм Тони Гатлифа "Latcho drom" (1993, Франция)
  • Международный день цыган - цыгане Санкт-Петербурга 3D
Заходила: 27 декабря 2016 в 01:13

Зинаида

Редактировать

Woman, scorpio

Martial:
Hidden
Birthday:
21 ноября
Country:
Russia
City:
Санкт-Петербург

Photos

4
Зинаида   30 ноября 2016 в 17:47

РОМАНО РАТ

Цыганская кровь -
это не по рождению,
а где-то совсем глубоко:
образованию, положению
справиться с ней нелегко.

Цыганская кровь -
даже не воспитание
приёмыша в ромской семье:
это - тяжелое испытание,
а если радость - вдвойне!

Цыганская кровь-
это и не религия,
а самая сущность твоя:
партию в шахматы с ней
не выиграют
школа, чужая семья.

С кровью цыганской
не выйдет: стройся -
и делайте, что говорят!...
Не верь, не проси
и не бойся, лишь… >>

помни:
Романо Рат!

16.11.2016

Like it?
Speak out!
Зинаида   30 ноября 2016 в 17:45

ЯНОШ БИХАРИ

...Под музыку ели и пили вино,
Зевали от скуки - а гости уж пьяны.
Тут князь проворчал: «Всё постыло давно!...
Долой оркестрантов! Зовите цыгана...»

Протиснулся в залу скрипач - как всегда
В потертой венгерке, с застенчивым взглядом:
–Подайте хоть грош за игру, господа!
Хоть форинт подайте - мне больше не надо...

...Вот скрипку ласкает кудрявая прядь -
То близко совсем он, то вновь отступает.
«Не знающий нот так не может играть!» -
«Не может, согласен; и всё же -… >>

играет!..»

Кто он и откуда? Как звать? Сколько лет?
Кому что за дело: бродяга, безроден...
Но как бесподобно звучит флажолет!
Как царственны звуки народных мелодий!

Так легок смычок, и мотив так певуч -
Все темы сливаются в многоголосье;
А глаз темно-карих приветливый луч
Заставил смутиться почетную гостью.

Один, задержавшись в дверях, оркестрант,
Сжимая до боли узорную ручку,
От зависти думал: «Каков дилетант!»
А кто-то - решил: «Виртуоз-самоучка...»

...Взял деньги, подачки ничуть не стыдясь,
И прочь удалился с поклоном артиста, -
Как вдруг прослезился напыщенный князь,
И дрогнуло сердце сраженного Листа.

Что ж, Лист, видно, светских устоев не знал,
А если и знал - то ему безразлично;
В лицо рассмеялся б он тем, кто сказал:
«Великий скрипач - и цыган?!.. Неприлично!..»

7 августа – 14 октября 2007

Like it?
Speak out!
Зинаида   25 ноября 2014 в 19:14

ГАТЧИНСКИЙ ЛЕС

Гатчинский лес –
будто стена;
только война
пришла и сюда –
нет и следа
мирных небес.
Гатчинский лес!

Дым от костров,
песни и пляс
вспомнят не раз
те, кто здесь жил
и не забыл
ветхий покров
старых шатров.

Отдан приказ:
петь и плясать,
яму копать –
сами себе!
Глухи к мольбе…
Слезы из глаз, -
«Помните нас!..»

Из-под земли
тягостный стон
со всех сторон.
-Танком по ним!
Мертфым, жифым!
-Го-о-ды-ы мо-и-и!..
-Цыц, солофьи!..

…Вырытый ров
сотни… >>

могил
разом вместил.
Тлеют костры,
П`усты шатры.
Нет и следов
от мертвецов.

Гатчинский лес…
Годы прошли,
но из земли,
словно обман,
мертвых цыган
явственный хор, -
пр`оклятый бор
недра разверз,
в небо вознес…

Гатчинский лес!..
Гатчинский лес!..

31 марта – 3 апреля 2004

Like it?
Speak out!
Зинаида   25 ноября 2014 в 19:11

***
Когда стояли на полях,
Казалось лето бесконечным.
Гусиный Путь Дорогой Млечной
Сквозь тлен холстов мерцал в шатрах.

А с заморозком на постой
Гнала хлебов седая озимь, -
И шли мы, сетуя на осень,
В деревню, ставшую родной.

Был прост наш таборный уют,
А там - с такой же нищетою,
Но с радостью и добротою
Нас в избах ждал оседлый люд.

Смирились мы с пережитым:
С гонениями и Указом...
Но всё тревожней раз за разом,
А в памяти - костровый дым,

Тот прежний быт, что с… >>

давних пор
Был спутником устоев строгих,
И чувство вешнее дороги,
И луговой травы ковёр...

Храним наш кочевой уют
В домах - подобиях палаток,
Но беспокоен мир и шаток...
И нас уже нигде не ждут...

Like it?
Speak out!
Зинаида   15 марта 2014 в 21:29

Дети солнца и дальних дорог,
Едкий дым от костров, зной и пыль.
Нет, не вышел скитаниям срок,
И лишь ветер ласкает ковыль…
Сказка? Миф? Или всё-таки – быль?..

17,18 июля 2012

Like it?
Speak out!
Зинаида     5 марта 2014 в 14:33

1
Like it?
Speak out!
Зинаида     22 сентября 2013 в 23:10

Татьяна Демьянова - солистка цыганского хора, любимица А.С.Пушкина. Именно она пела поэту накануне его свадьбы в 1831 году (см. СТАТЬЮ). Снимок сделан в 1875 году, когда певица была уже на склоне лет.

1
Like it?
Speak out!
Зинаида     22 сентября 2013 в 23:10

Современные проблемы этнокультурного развития

В современном российском обществе в последние годы идут сложные и противоречивые процессы этнокультурного развития, в которые так или иначе включены все народы, населяющие государство. С одной стороны, рост национального нигилизма, ассимиляционные процессы, все большая интеграция, часто приводящая к стиранию привычных этнических границ. С другой стороны, стремление сохранить свою этническую индивидуальность. На первый взгляд может… >>

показаться, что современная ситуация не затронула цыганское общество, цыгане оказались в стороне от сложных проблем, которые стоят сегодня перед многими народами. Однако цыганский народ, сохраняя определенную изолированность, всегда был достаточно хорошо интегрирован в окружающее социальное пространство. Цыганский образ жизни, цыганская культура активно вбирали в себя изменения, происходящие в обществе.
Современность ставит перед цыганами России, в том числе и перед пермскими, множество проблем, над решением которых придется задуматься уже сегодня либо в ближайшем будущем. К таковым можно отнести сохранение этничности в условиях современного города, взаимодействие с социальной и иноэтничной средой, вхождение в социально-экономическое пространство, уровень образованности.
История цыганского народа показывает, что проблема сохранения своей этничности, традиционной культуры всегда была актуальна. Цыгане никогда не составляли большинства населения в той или иной стране, характер их расселения чаще всего был дисперсным. Не случайно в цыганской культуре наблюдается четкое противопоставление на «своих» и «чужих», цыган и «не цыган». Сохранение этничности в таких условиях стало возможным лишь благодаря существованию многих традиционных институтов, в первую очередь общины. Именно община и традиционная культура позволяют сегодня молдавским цыганам г.Перми оставаться маленьким этническим островком в миллионном городе. Они осознают, что сохранение традиций - это сохранение цыганского этноса. Ранние браки, выбор невесты родителями, отказ от образования, от гражданских институтов регистрации брака, внетаборного разрешения конфликтов - все это обеспечивает замкнутость общины, сохранение этнической целостности.
Традиционные институты, о которых мы говорим применительно к цыганам, в прошлом существовали у многих народов нашей страны. Однако большинство из них, в первую очередь община, были разрушены в годы социалистических преобразований. Не случайно в советское время в нашей стране активно протекали ассимиляционные и интеграционные процессы.
Однако сохранение традиционности не исключает отказа от некоторых элементов традиционной культуры, от «благ» цивилизации. В современных цыганских домах уже появились телевизоры и компьютеры, постепенно изменяется женский костюм. В большинстве своем этот процесс объективен. Некоторые этнографические группы цыган еще раньше столкнулись с этой проблемой. Характерный пример - русские цыгане, которые отказались от некоторых традиционных институтов. В таборе молдавских цыган пока еще сохраняется баланс между новыми веяниями и традицией.
Существование цыган в иноэтничной социальной среде всегда отличалось тем, что цыгане умели приспосабливаться к различным условиям. Оказавшись в окружении того или иного народа, они воспринимали его язык, знакомились с обычаями. Например, пермские цыгане в совершенстве владеют не только родным цыганским языком, но и русским разговорным. По особенностям русской разговорной речи только специалист-филолог отличит цыгана от представителя другого народа.
Сами цыгане оценивают свое взаимодействие с социумом достаточно оптимистично: 100% опрошенных считают, что соседнее население положительно воспринимает цыганскую диаспору микрорайона. С проявлением межнациональной розни сталкивались лишь 4 человека, которые встречались с неодобрительными высказываниями в адрес своей национальности. Показателем доброжелательного отношения жителей микрорайона служит тот факт, что во время нашего полевого исследования русские ряженые не обходили стороной и цыганские дома. Однако негативно воспринимается традиционное занятие цыганских женщин гаданием.
Некоторая социальная напряженность обусловлена тем, что нередко жители города, средства массовой информации не выделяют среди пермских цыган представителей разных этнографических групп. Любая информация о цыганах в общественном сознании переносится на молдавских цыган, так как именно они, сохранившие многие внешние атрибуты этничности, исключительно и воспринимаются цыганами. Пермские СМИ в последнее время часто представляют негативную информацию о цыганах вообще, без учета этнографической адресности, таковы, многочисленные статьи о «цыганском бизнесе»
В то же время, несмотря на активные внешние контакты, цыгане предпочитают сохранять замкнутость. Показателем этого служат ответы молдавских цыган г. Перми на вопрос о возможности брака с представителями других национальностей. Из 92 опрошенных 83 человека (90%) не хотели бы, чтобы их дети вступали в брак с представителями других народов, для 3 человек (3,3%) национальность не имела значения, а 6 (6,5%) затруднились ответить. Цыгане, как правило, до настоящего времени не принимают многих форм государственной социальной организации. Так из 42 человек, ответивших на вопрос о браке, лишь у 3 человек (7%) брак зарегистрирован официально, а у 39 (93%) - не имеет государственной регистрации. С другой стороны, государством никогда не учитывались цыганские традиции ранних браков. Как рассказывают сами цыгане, им часто приходилось официально удочерять невест своих «несовершеннолетних», по государственным законам, сыновей. Обособление от «государственности» находится в одном ряду с проблемой сохранения традиционного уклада и этничности.
В последние годы в микрорайоне «Чапаевский» органом территориального общественного самоуправления (ОТОС) накоплен определенный опыт работы с цыганским населением. Здесь создан уличный цыганский комитет, организуется работа по выделению земельных участков для строительства, проводятся спортивные и культурные мероприятия. Органы местного самоуправления гораздо лучше осведомлены о цыганских проблемах, нежели высокие государственные инстанции.
В сложных социально-экономических условиях, как уже отмечалось, цыгане всегда находили свою «нишу», традиционные цыганские занятия были востребованы в обществе. Сегодня проблема занятости в таборе также не стоит остро, мужское население сумело найти свои сферы в бизнесе. Женщины по традиции занимаются гаданием либо являются домохозяйками.



Сложной для пермских цыган является проблема образования. Ответы на вопросы анкеты показали довольно низкий уровень образования: из 81 человека - 23 (28%) неграмотны, 48 (59%) имеют начальное образование, 9 (11%) человек - образование 5-7 классов и только 1 человек (1,2%) имеет основное общее образование. При этом уровень грамотности не зависит от возрастного состава респондентов. Сегодня большинство детей охвачено школьным образованием, но они, как правило, заканчивают только начальную школу.
Необходимость в минимальном уровне образования отмечают сами информаторы. 100% опрошенных считают, что дети должны учиться в школах, при этом 53 человека (76%) считают, что обучение должно проходить в цыганских классах, и только 17 человек (24%) отдают предпочтение смешанным классам. Обучение в цыганских классах, с одной стороны, позволяет учитывать в образовательном и воспитательном процессе этнические особенности, а с другой - способствует этнической замкнутости. 18% опрошенных считают обязательным преподавание в школах цыганского языка, 79,5% отмечают необходимость его преподавания лишь по желанию родителей. Кроме того, многие приветствуют развитие художественной самодеятельности среди цыганских детей, занятия детей в кружках и спортивных секциях.
Однако главное препятствие на пути образования - традиция и сохранение традиционных институтов. Сами цыгане рассуждают так: «Жить с обычаями, учиться и закончить образование - бесполезная работа. Что с ним будет? Если только отделится от табора. Мы не против, чтобы дети в школу до 10-12 лет ходили, а потом зачем?» Большинство информаторов не считают необходимым отдавать детей в дошкольные образовательные учреждения. Решение проблемы образования - вопрос времени. Сегодня, вероятно, не стоит форсировать события и стремиться к всеобщему охвату общим основным образованием всех цыганских детей. Возможно, разработка специальной школьной программы с учетом этнокультурных особенностей и традиционных институтов цыган поможет найти решение.
Вопросы государственной национальной и социально-экономической политики по отношению к тому или иному народу - одни из самых сложных. Этничность - очень тонкая сфера социальной жизни. Следует проявлять особую осторожность, тактичность при выборе механизмов взаимодействия с этническими группами. Пути решения многих вопросов подскажет время.


ПОСЛЕСЛОВИЕ

Ни одна экспедиция не проходит бесследно для этнографа. Всегда остаются впечатления - судьбы тех людей, с которыми приходилось встречаться, их рассказы о прошлом и настоящем своего народа - образы этнической культуры.
Ни одна книга не может вместить всех впечатлений, и данные очерки далеко не исчерпываются богатства цыганской культуры, которая сохранилась в таборе молдавских цыган г.Перми. Надеемся, что познакомившись с ними, читатель по-новому увидит цыганскую историю и культуру. Этот народ являет собой пример приверженности традициям предков, умением в сложных социально-экономических условиях сохранить самобытность. Мы будем рады, если история и культура пермских цыган станет одной из ярких страниц большой энциклопедии истории и культуры Прикамья

1
Like it?
Speak out!
Зинаида     22 сентября 2013 в 23:07

Сенсационные тайны рождения Чарли Чаплина
Знаменитый во всем мире английский актер Чарли Чаплин оказывается был цыганом и родился в обычной кибитке, которую используют цыгане для передвижения. Новые уникальные детали рождения великого актера стали известны широкой публике после того, как было опубликовано письмо, которое было найдено детьми звезды немого кино. До сих пор считалось, что Чаплин родился в 1889 году на юго-востоке Лондона, в районе Саутуорк.

Ранее также сообщалось, что… >>

родителями Чаплина были артисты мюзик-холла, а именно певцы Чальз Чаплин-страший и Ханна Чаплин. Однако письмо, найденное недавно детьми Чаплина в ящике принадлежавшего ему письменного стола проливает свет на тайну рождения актера.

В тексте сообщения в частности говорится, что актер родился в окрестностях Бирмингема, в центральной Англии, в парке Black Patch, что рядом с городком Сметуик. Интересно, что местом рождения будущей звезды кинематографа была простая цыганская кибитка. Это транспортное средство принадлежало женщине, которая считалась "цыганской королевой" и была родственницей его матери.

Отметим, что в начале 70-х годов Чарли Чаплин, который в этот момент проживал в швейцарском городе Монтре, получил письмо из Англии. Его автором был Джек Хилл, который представился как кузен Чаплина. После прочтения автобиографии знаменитого артиста и уяснив, что тот родился в Лондоне, его предполагаемый родственник решил поправить брата. "Привет, Чарли!, - писал Джек. - Если ты хочешь знать, то ты родился в кибитке, также как и я. Это была хорошая кибитка, она принадлежала цыганской королеве, которая была моей тетушкой. Родился ты в Black Patch в Сметуике. Там же родился и я, двумя с половиной годами позже. Твоя мама потом уехала вместе с цирком твоего папы, а потом поселилась в Лондоне, но где - я не знаю".

В конце очень личного письма, его посланник заверил адресата, что целью этого письма было донести настоящую информацию о родственных связях, а вовсе не личное обогащение.

Как позже рассказал сын Чарли Чаплина Майкл, его отец на протяжении долгого времени держал это послание запертым в письменном столе. Комик получал большое количество писем с выдуманными историями о своей личной жизни и практически сразу же уничтожал их. Однако послание Джека он сохранил. Сам Майкл Чаплин полагает, что сделал его отец это только из-за того, что понимал серьезность послания. Именно поэтому сын знаменитого актера полагает, что рассказанная история в письме является истинной правдой.

1
Like it?
Speak out!
Зинаида     22 сентября 2013 в 23:07

Цыганская община не простила семье Брежневых убийство Бориса Буряце. Ромалы прокляли всех потомков Брежнева по женской линии.
Слухи о романе советской принцессы Галины Брежневой с цыганом Борисом Буряце докатились даже до самых дальних уголков Советского Союза. За связь с первой леди – именно дочь генсека считалась таковой, а не ее мать – он поплатился самым роковым образом: сначала тюрьма, а затем нелепая смерть, как утверждают, от рук агента КГБ. Цыганская община не простила этого семье… >>

Брежневых. Как уверяют знающие люди, ромалы прокляли высокопоставленную любовницу Бориса и всех потомков Леонида Ильича по женской линии. В это можно было бы не верить, но разбитые судьбы самой Галины, ее дочери Виктории и, наконец, трагедия правнучки генсека наводят на мрачные размышления.
О Борисе Буряце, молодом фаворите Галины Брежневой, ходило немало легенд. Жгучий брюнет с серо-зелеными глазами, элегантный, хоть и полноватый для своих без году 30 лет, с изысканными манерами. Его экстравагантная внешность бросалась в глаза: он носил джинсы, джинсовую рубаху на молнии, остроносые сапоги на каблуках и черную шляпу с широченными полями. На руках Буряце сверкали перстни с бриллиантами, а на шее висела крученая золотая цепь.
Он окончил отделение музыкальной комедии Института театральных искусств. Все признавали, что Борис обладал неплохим тенором, но слабыми актерскими данными. Впрочем, он числился солистом Большого театра, при этом не исполнив ни одной партии. Жил в двухкомнатном номере люкс. Дома у него на столе всегда стояла черная икра в больших жестяных банках, языки, раки, виноград, арбузы, шампанское и водка.
Всю эту шикарную не по-советски жизнь ему обеспечивала высокопоставленная любовница – Галина Брежнева. Она влюбилась в него как кошка и баловала, как могла, хотя в это время была замужем за Юрием Чурбановым, тогда заместителем министра внутренних дел. Законный супруг знал о слабостях жены, но делал вид, что ничего не замечает. Он не смел перечить воле своенравной супруги, от которой зависел в не меньшей степени, чем его соперник.
Страсть Галины была изнуряющей и утомительной. Она ревновала Бориса и частенько устраивала ему сцены. Хитрый Борис старался как можно больше выгадать от этой связи. Еще в те времена по Москве гуляли слухи, будто молодой любовник Галины промышляет продажей бриллиантов. Его так и прозвали «Борисом бриллиантовым». Дружба с дочерью генсека делала его очень влиятельным человеком, а некоторые связи Буряце уходили даже в криминальный мир. Их отношения длились несколько лет. Борис ощущал себя королем столицы, впрочем, за эту раздольную жизнь ему пришлось поплатиться.
…В декабре 1981 года из квартиры народной артистки СССР, знаменитой дрессировщицы львов и тигров Ирины Бугримовой злоумышленники украли бриллианты. У следователей появились подозрения, что к их краже причастен Борис Буряце.
Говорят, Буряце не имел отношения к краже бриллиантов, будто бы его арестовали лишь затем, чтобы бросить тень на семью Брежнева… В его квартире провели обыск, а затем цыгана вызвали на допрос. Юрий Чурбанов не стал брать под защиту любовника жены. Прежде Галина всегда выручала Бориса из трудных ситуаций. Но тут она поделать ничего не могла. Бориса арестовали, он стал одним из главных фигурантов по «делу о бриллиантах», ему дали срок и отправили в тюрьму. Дальше о его судьбе сведения противоречивы. По одним данным, он умер во время отсидки. По другим – досрочно освободился через пять лет, но был убит неизвестными. Никто из цыганской общины до сих пор не говорит ни одного слова о Буряце. Эта тема стала запретной. Даже в архивах театра «Ромэн», где он некогда работал, нет ни одной его фотографии. Ходит упорная молва: цыгане прокляли Галину за то, что наигралась с их одноплеменником, а защитить не смогла или, как они думают, не захотела.
Достоверно неизвестно, существовало ли это проклятие. Но, как ни крути, судьбы самой Галины, ее дочери и внучки заставляют задуматься. Вскоре после смерти отца арестовали и молодого мужа Галины – Юрия Чурбанова. Дочь генсека, вмиг превратившись из принцессы в простую смертную, выдержать этого удара судьбы не смогла. Она пристрастилась к «горькой». А уж когда на семью Брежнева начались послеперестроечные гонения, она и вовсе превратилась в алкоголичку. Через десять лет в опустившейся, растолстевшей женщине уже нельзя было и узнать былую царственную Галину. Порой, уходя в очередной запой, она начинала так буйствовать, что ее дочери Виктории приходилось вызывать скорую. А потом, когда Галина Леонидовна стала находкой для зарубежных журналистов, принявшихся снимать фильмы о запойной дочке генсека, Виктория решила упрятать мать подальше – в психушку. Там дочка Брежнева и скончалась в 1988 году.
Не лучше сложилась судьба и самой Виктории. Оставшись без средств к существованию – по негласному распоряжению Михаила Горбачева потомков Брежнева поувольняли с работы, – внучка Леонида Ильича вынуждена была продать дедову квартиру. Она рассчитывала купить жилье поскромнее, а на оставшиеся деньги жить. Однако попала в руки мошенников. Квартиру продали, а разницу она так и не получила. Виктория по сей день живет по знакомым.
Еще хуже сложилась судьба правнучки генсека Галины, названной в честь бабушки. Она пережила настоящий шок, когда имя ее прадеда стали поливать грязью. Ее психика не выдержала, у нее началось нервное расстройство. Окончив школу, так и не смогла адаптироваться к переменам. Вышла замуж, но развелась, ушла с работы. Жить ей было негде. Галя ночевала в подъездах, пока родственники не пристроили ее в пансионат «подлечиться». Так ей пришлось повторить горькую судьбу ее бабушки. Это богоугодное заведение стало для нее единственным родным домом.

1
Like it?
Speak out!
More